/Files/images/тема.jpg


Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити-ручейки, которые питает источник

творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок

В. А. Сухомлинский

Изобразительное искусство – самый важный способ эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение изобразительному искусству необходимо не только для многих практических ремесел, а и важно для общего образования и воспитания.

На мой взгляд, изобразительная деятельность есть одно из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в работах свое впечатление об окружающем мире. Вместе с этим, изобразительное искусство имеет бесценное значение для всестороннего развития детей, раскрытие и пополнение его творческих способностей.

Нетрадиционная техника изобразительного искусства – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А. А, Давыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Суть в том, что внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе творчества зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.

На протяжении многих лет в детском саду использовались различные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, и в каждой было предусмотрено развитие творческих способностей детей. С 2013 учебного года мы работаем по программе «Дитина»- в которой сказано: « что для обеспечения условий для формирования творческой личности ребенка главным фактором выступает развитие познавательной активности, в которой может помочь творческий воспитатель: «В подборе форм и методов организации работы воспитатель может проявлять собственную инициативу, творчество, самостоятельный поиск».

В своей работе использую различные техники рисования, замечаю, как это положительно влияет на всесторонне развитие ребенка.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это способы творения нового, оригинального произведение искусства, в котором гармонирует все: и цвета, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыразиться.

Углубленно заинтересовалась методикой нетрадиционного рисования, когда начала вести кружок «Волшебная ниточка». После чего и на занятиях с детьми в группе начала использовать наряду с традиционным приемом рисования (кисточкой, карандашами, мелками, фломастерами) и нетрадиционные техники.

В младшей группе работа начиналась постепенно, как и принято «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы «Скажи мне и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Сначала не только говорила, но и показывала, и давала возможность, сделать ребятам то, что они умели делать. Только что бы они в конце своей работы, получали не просто «карлючки» понятные только им, а и получали результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры в мини-галерее по изобразительной деятельности. (Додаток 7)

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, педагогу удобно осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Использование данных приемов способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционных техник, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, обрывание бумаги, выкладывание нитей, рисование мелом, песком, солью, по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование руками по клейстеру, манке, песку, крупе. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Нетрадиционные техники являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом выполнения задания, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Работая в этом направлении могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционные техники в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. В перспективном планировании (Додаток 1) предусмотрены такие формы занятий как сюжетное рисование, предметное и декоративное на которых дети учатся традиционным приемам изобразительного искусства, иногда используя элементы нетрадиционных техник. Но самой любимой у детей формой занятия по рисованию выступает «по замыслу» - где дети могут проявить свое творчество, приобретенные умения и навыки в различных техниках. Весь необходимый материал для творчества дети могут взять в уголке изобразительного искусства.

(Додаток 6)

В своей работе пробовала много способов нетрадиционных техник изобразительной деятельности, и все они были по душе мне и детям. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Но главное в моей работе, да и в работе каждого педагога, что бы занятие приносило детям только положительные, незабываемые эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Не нужно вкладывать в еще слабую и некрепкую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарования, и даже огорчения. Нужно заботится о том, что бы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в своих силах. Задумываюсь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своих силах, умениях, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. С этими мыслями принялась изучать различную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И вот удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе роботы с детьми. Моей палочкой – выручалочкой стало пособие Г. Н. Давыдовой «Техника нетрадиционного рисования» и другие методические источники а так же журналы «Дошкільне виховання», в которых воспитатели делились своим опытом и своими наработками обучения детей нетрадиционным техникам изобразительного искусства. Познакомилась с некоторыми материалами и попробовала использовать те же способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна. Настолько это было интересно и увлекательно. И решила, что стоит попробовать эту методику с детьми в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши «трусишки», которых пугал вид карандаша и кисточки, увидев, что их нет, были удивлены. Первый их вопрос был : «А что мы будем сегодня делать?», и на ответ : «Рисовать» - дети были удивлены. Долго думали чем, так как фломастеров и восковых мелков тоже не было. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Тема того занятия была «Разноцветный дождь» . И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – запачкать руки. Дети с удовольствием опускали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это или левая рука, потому, что нужны были лишь пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса «левши» не осталось и следа. Именно у «леворуких» детей раньше всех появился интерес к рисованию нетрадиционным способом в отличии от обычного рисования. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

Для занятий стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы (Додаток6), предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Работаю в детском саду больше 13 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задания изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала работать в детском саду, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же используя новые и достаточно интересные программы и педтехнологии, пытаюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыразиться, реализовать свой творческий потенциал. А творить мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и нетрадиционными способами.

Страх «Не умею», «Не могу», «Левша» был побежден. Нетрадиционные способы рисования отвечает методике «Свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятий, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся больше раскованными, раскрытыми, уверенными в том, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, интерес, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Нужно помнить, что творческие способности, нужно и необходимо целеустремленно, последовательно развивать, иначе они просто погаснут. Творческий процесс затягивает детей, а малышей особенно. Когда на занятиях, вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу как дети рисуют, нарушая все запретные правила стандартного рисования, меня одолевает восторг! Можно и нужно вымазывать и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни и тогда наши рисунки оживут, и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листики зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.

Родители интересуются выставкой, им нравятся бурные рассказы о процессе рисования, масса эмоций детей от полученного результата. Провожу с родителями, которых интересует данный вопрос, различные формы работы по нетрадиционному рисованию: консультации (Додаток 5), практические занятия (Додаток 4), семинары – практикумы (Додаток 5), предлагаю методическую литературу по данной теме.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий на которых использую инновационные технологии (презентации, просмотр слайдов, иллюстраций, подбор картин, образцов), художественное слово, (Додаток 2) музыкальное сопровождение. (Додаток 2). И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пусть малыши не станут великими художниками, но использование нетрадиционных техник поможет им в будущем нестандартно мыслить, в разрешении различный жизненных ситуациях.

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности- М. - 1999. - 344 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 80 с.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 72 с.

4. Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки, Волшебные краски. АРКТИ, 2009. – 35 с.

5. Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий. М.: «Творческий центр», 2005.- 94 с.

6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005. – 128 с.

7. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007. – 80 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

9. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. М.: Классике Стиль, 2004.

- 72 с.

11. Лыкова. И.А. Программа" Цветные ладошки" - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.

12. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. - М.,Карапуз,1999.

13.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз- Дидактика, 2007.- 144 с.

14. Мэри Энн, Коль Ф. Рисование красками. АСТ, Астрель, 2005 – 64 с.

15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3х кн. -4-е изд.-М.:-гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003.-Книга 1: Общие основы психологии.- 688 с.

16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование. Конспекты: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. Спб.: КАРО, 2008.- 96 с. +16 с. цв. вкл.

18. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. Ред. В.И.Дружинина. -Спб.:Питер, 2001.- 656 с.

19. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов – 1992.

20. Так ли важно рисование в жизни ребенка? [Текст] Ирина Дьяченко//Дошкольное воспитание. 2009. №8, 27-33 с.

21. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

22. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка Изд-во: ГНОМ и Д, 2007. - 94 с.

23. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38 с.

24. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33 с.

25. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия детства, 2007. - 96 с.

26. http://www.kalyamalya.ru/myarticles. Все о рисунке. Статьи. Александра Литвинская. ЧДДУ Aivija, Журнал Детки, Lu.

27. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.

28. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду, 2008. №5, 43-45 с.



Кiлькiсть переглядiв: 89